Общая информация
Влияние стилей воспитания на развитие личности подростка

Влияние стилей воспитания на развитие личности подростка

Подготовили:

педагоги – психологи отделения медиации

Герасимова Д.Е.,

Клюшова О.В.

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»

 

Семья является главным институтом социализации несовершеннолетнего, в которой он приобретает первый социальный опыт взаимодействия с людьми, получает умения и навыки поведения и общения с окружающими. В семье формируется определенная система воспитания.

На каждом возрастном этапе законные представители являются для несовершеннолетнего образцом для подражания. С детских лет и на протяжении всего периода взросления, а иногда и в течение всей взрослой жизни, человек находится под влиянием личности своих родителей, которые помогают ему развиваться, участвуют в формирование жизненных стремлений, характера, мировоззренческой позиции.

Подростковый возраст - один из труднейших периодов в становлении и формировании личности индивида. И то, удачно ли пройдет процесс личностного развития, как сформируются взаимоотношения подростка с родителями и социальным миром, в большинстве случаев зависит от стиля воспитания, присущего той или иной семье. Также на успешное формирование личности подростка зависит способности и желания законных представителей перестроиться и принять другую, новую личность подростка, с его чувством взрослости, трудностями в поведении.

Вопросом влияния семейного воспитания на формирования личности подростка занимаются многие ученые. На сегодняшний день одной из популярных и достаточно точных является классификация стилей родительского поведения американского психолога Д. Баумринд. Данная классификация основана на фиксации двух факторов воздействия на подростка в семье – родительской теплоты и родительского контроля.

Понятие «родительская теплота» проявляется в том, насколько родители показывают одобрение и любовь, выраженные в поддержке ребенка, похвалах. Либо, напротив, применяют наказание, критикуют его.

Термин «родительский контроль» выражается в степени проявления у родителей запретительных санкций, требованиях неукоснительного соблюдения правил, исполнения детьми своих обязанностей. Контроль - это попытка влиять на поведение и действия несовершеннолетнего.

Классификация стилей родительского поведения (стили семейного воспитания), отличающиеся соотношением параметров преобладания или отсутствия контроля и теплоты взаимоотношений.

Авторитетный стиль (или демократический) - способ воздействия законных представителей, который отличается сочетанием твердого контроля над детьми с поощрением общения и обсуждения внутри семьи правил поведения, предусмотренных для несовершеннолетнего. Санкции, действия и решения родителей не являются спонтанными или несправедливыми по отношению к детям, поэтому они легко с ними соглашаются. Соответственно, в таких семьях наблюдается сочетание высокого уровня контроля с теплыми отношениями между всеми ее членами. Подростки из таких семей отлично адаптированы, уверены в себе, обладают развитым самоконтролем и социальными навыками, имеют адекватно высокую самооценку и хорошую успеваемость в школе.

Родители, придерживающиеся данного стиля, стараются формировать и развивать у подростка положительные черты поведения, самостоятельность, дисциплинированность. Право на самостоятельность распространяется на многие сферы жизни несовершеннолетнего без ущемления прав, мнение подростка учитывается при принятии решения или нахождения выхода из семейных проблем. В семье подросток выполняет определенные обязанности (хозяйственно-бытовые, уход за питомцами, присмотр за младшими членами семьи и т.п.).

Присутствующий контроль над выполнением обязанностей и поведением несовершеннолетнего не раздражает его, т.к. основан на непринужденной заботе и теплых чувствах. Подросток принимает разумные доводы родителей относительно своего поведения, как нужно или как нельзя поступать в той или иной ситуации. Чувство взрослости при таком стиле отношений формируется без сильных переживаний и конфликтов.

Авторитарный стиль также характеризуется наличием большого контроля, но уже в сочетании с холодным отношением к подростку. Родителями установлены жесткие требования и правила для него, не допускающие обсуждений и позволяющие им лишь в малой степени быть независимыми от взрослых, которые отказываются от непрерывного общения со своими детьми. Как следствие этого, такие подростки боязливы, замкнуты, их поведение характеризуется раздражительностью и угрюмостью. Девочки в таких семьях, будучи в подростковом возрасте, как правило, остаются пассивными, внушаемыми и зависимыми; мальчики, наоборот, становятся агрессивными и неуправляемыми.

Законные представители, предпочитающие данный стиль воспитания считают, что за подростком должен быть установлен тотальный контроль, требуют от него всецелого подчинения. Жесткий, иногда не вполне корректный контроль распространен на все сферы жизни подростка. Как следствие, в таких семьях несовершеннолетние обычно замыкаются, нарушается их контакт и общение с родителями. Они теряют самостоятельность, появляется неуверенность в себе, своих возможностях, способностях.

Излишняя забота, характеризующаяся наличием чрезмерного контроля над всей жизнью подростка, даже при тесном эмоциональном контакте, может привести к несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении со сверстниками. Подростку хочется самому решать, что ему нужно, он сопротивляется, отвергает нежеланные для него требования.

Общение в семье накладывает отпечаток на такую важную сторону жизни несовершеннолетнего, как отношения с окружающими. Когда потребность в полноценном общении с важными для него людьми не удовлетворяется, у подростка могут появиться глубокие переживания.

Крайний случай авторитарного стиля - равнодушные и жестокие родители. Такие подростки не доверяют людям, в их жизни присутствуют трудности в общении с окружающими, иногда их поступки отличаются жестокостью, хотя сами они нуждаются в заботе и любви.

Для гармонизации отношений в семье с авторитарным стилем воспитания важен разумный контроль над различными сферами жизни подростка, адекватные ожидания родителей, забота о несовершеннолетнем, последовательность требований, предъявляемых ему, а так же принятие подростка, каким какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Либеральный стиль (низкий уровень контроля в сочетании с теплыми отношениями) - способ действий родителей, который отличается практически полным отсутствием контроля над подростками, при наличии теплых, дружеских, доверительных отношениях с ними.

Многие либеральные родители настолько увлечены публичным показом «безусловной любви», что теряют способность выполнять непосредственные функции родителей, такие как, установка запретов для своих детей. Такие законные представители стараются удовлетворить все желаемые для их детей интересы и запросы, не учитывая возможных последствий, не задумываясь о постановке перспектив личностного развития. Смысл поведения таких родителей - не мешать действиям несовершеннолетнего, поощрять его любые желания и потребности, иногда, идущие в ущерб не только законным представителям, но и самому подростку, его здоровью, развитию духовной и интеллектуальной сферы. В таких семьях подростки не способны контролировать свои слабости и запросы, они импульсивны и зачастую не умеют вести себя в обществе.

При либеральном стиле родители не принимает активного участия в воспитании подростка. Они участвуют в решении тех вопросов, которые возникают сами, изредка контролируют поведение и жизнь несовершеннолетнего. Характерной чертой таких законных представителей является низкая требовательность и слабая ответственность за результаты воспитательного процесса.

Индифферентный стиль характеризуется наличием низкого контроля над поступками, поведением подростков и отсутствием теплых, дружеских отношений с ними. Такие родители не пытаются устанавливать правила и ограничения для своих детей. Это происходит из-за отсутствия интереса и внимания к ним, или из-за ежедневных забот повседневной жизни им не хватает сил и времени на воспитание.

В семьях, где практикуется индифферентный стиль, межличностные отношения строятся на независимом сосуществовании взрослых и детей, присутствует так называемая тактика «невмешательства». Существует два мира: взрослые и несовершеннолетние, и ни те, ни другие не должны пересекать намеченную таким образом линию во взаимодействии друг с другом.

Основа такого типа взаимоотношений - пассивность законных представителей как воспитателей и социализаторов. Если у родителей отсутствует интерес к своему ребенку в сочетании с враждебным отношением к нему (как у отвергающих родителей), то такие подростки могут проявлять склонность к делинквентному поведению (антиобщественное противоправное поведение).

Вышеописанные стили родительского взаимодействия носят обобщенный характер стилей воспитания обоих родителей в целом, без учета воспитательного воздействия на подростка всех значимых для него людей. Здесь важно учесть стиль воспитания, который свойственен не столько обоим родителям, сколько тому из них, кто является основным воспитателем – социализатором, который посвящает подростку больше времени. Поэтому очень важен факт единства воспитательных подходов обоих родителей.

Положительное влияние на формирование личности подростка будут оказывать законные представители, совместно практикующие демократический стиль воспитания. Нежелательно, чтобы оба родителя одновременно прибегали к авторитарному стилю, т.к. это окажет негативное влияние на процессе становления личности подростка.

Современный ритм жизни диктует свои правила. На сегодняшний день один из сложных моментов в воспитании для родителей – найти время, чтобы побыть с подростком наедине, пообщаться с ним, вникнуть в его дела, не отвлекаясь на посторонние проблемы. Способность справиться с этой проблемой, готовность пойти на жертвы ради несовершеннолетнего, отличает заботливых родителей, правильно расставивших жизненные приоритеты.

Подростковый возраст – один из труднейших периодов в становлении и формировании личности индивида. И то, удачно ли пройдет процесс личностного развития, как сформируются взаимоотношения подростка с родителями и социальным миром, в большинстве случаев зависит от стиля воспитания, присущего той или иной семье. Также успешное формирование личности подростка зависит и от способности и желания родителей перестроиться - принять другую, новую личность подростка, с его чувством взрослости, трудностями в поведении.

 

Используемые источники:

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте //Психологическое исследование/. СПб: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проспект, 2020. – 240 с.
  4. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. – 283 с.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: